четверг, 4 января 2018 г.
Пленум ВС РФ обнародовал распоряжение по ОСАГО
Пленум Верховного суда РФ закончил обсуждение и перед самыми новогодними праздниками представил общественности окончательный текст распоряжения по ОСАГО. В документе судьи разъяснили спорные вопросы, связанные с заключением договора ОСАГО, страховых случаях, оформлением документов о ДТП, и страховых возмещениях. Редакция PPT.ru подготовила краткий обзор выводов, сделанных судьями.
Пленум ВС РФ обнародовал распоряжение от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности обладателей транспортных средств". Документ обсуждался и дорабатывался пару месяцев. В нем 33 страницы и множество серьёзных выводов, которыми должны руководствоваться российские суды, пересматривая споры об ОСАГО. В частности, Пленум ВС РФ указал, что потеря товарной стоимости автомобиля подлежит возмещению, даже в то время как автомобиль ремонтируется по ОСАГО. А вот цена восстановительного ремонта автомобиля, принадлежащего гражданину и зарегистрированного в Российской Федерации, определяется не учитывая износа деталей. Об этих и других выводах ВС РФ в нашем обзоре.
Споры об ОСАГО
Судьи подчернули, что споры по контрактам ОСАГО являются одной из самых распространенных категорий гражданских дел в судах общей юрисдикции. Согласно данным Судебного департамента при ВС РФ, лишь за первое полугодие 2017 года в суды поступило более 210 тысяч таких исков, что образовывает более 3% от общего количества исков. В связи с тем что законодательные нормы по ОСАГО постоянно изменяются, Верховный суд решил обновить правила применения законодательства судьями, для слаженности работы судебной системы в этом вопросе. Предыдущее распоряжение Пленума ВС РФ по ОСАГО вышло в 2015 году. Сейчас судьи практически дополнили этот документ, потому, что многие выводы, сделанные тогда, были просто продублированы.
Особенности оформления "европротокола"
Тема "европротокола", как отмечают судьи ВС РФ, весьма популярна в судебной практике. Согласно данным Российского альянса автостраховщиков, в 2016 году приблизительно 30% страховых случаев после ДТП были оформлены без вызова полиции на место аварии. Лимит выплат в этом случае в 2017 году составлял 50 тыс. рублей, в случае если ДТП случилось не в Москве, Санкт-Петербурге, Столичной и Ленинградской областях и если не употреблялись средства технической фиксации, а с 1 июня 2018 года он возрастает до 100 тыс. рублей. Соответствующий закон в последних числах декабря подписал Президент России Владимир Владимирович Путин.
Верховный суд выделяет, что стороны аварии должны договориваться о размере суммы возмещения в пределах установленного лимита. Пострадавшая сторона не может требовать от страховой компании суммы, превышающей установленный лимит. Такие иски в суде обречены. Но одна страховая компания в праве заявить регрессивные требования к виновнику аварии.
Общение участников ДТП
Судьи указали, что часто при совершении ДТП водители общаются на повышенных тонах и прибегают к угрозам. Исходя из этого, в случае если автовладелец думает, что сделка, заключенная с другим участником ДТП, противоречит его интересам, он в праве "настойчиво попросить" по суду возмещения убытков в виде отличия между фактическим размером и страховой выплатой ущерба. Но лишь после того, как суд признает недействительным первоначальное соглашение участников дорожно-транспортного происшествия. Другими словами обращаться в суд в этом случае необходимо дважды:
чтобы оспорить соглашение;
чтобы взыскать убытки.
В случае если же автовладельца, пострадавшего в аварии, ввели в заблуждение либо применили к нему насилие и угрозы, это является абсолютным основанием для признания сделки недействительной. Но для этого, как подчеркивает ВС РФ, нужны весомые доказательства. В случае если суд сочтет их обоснованными, то пострадавшая сторона сможет требовать полного возмещения ущерба с виновника ДТП в соответствии с установленным Гражданским кодексом порядком, при чем в рамках одного иска.
Электронные полисы ОСАГО
Автовладельцы получили возможность покупать электронные полисы ОСАГО через интернет с 1 июля 2015 года. Судьи отметили кое-какие спорные моменты этой нормы. В частности, они укакзали, что автовладельцы при оформлении электронного полиса имеют техвозможность внести в систему недостоверные информацию о застрахованном автомобиле, снизив тем самым сумму страховой премии, которую необходимо уплатить. Причины этому могут быть различные: от банальной ошибки до умышленных действий в целях экономии. В судебной практике это ведет к противоречивым итогам. Время от времени судьи признавали контракты ОСАГО с недостоверными сведениями незаключенными, и потерпевшие оставались без возмещения.
Но Пленум ВС РФ указал на ошибочность такого подхода. Судьи указали, что действия автовладельца в таковой ситуации не являются основанием для признания договора страхования незаключенным и не освобождают страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая. Наряду с этим, в случае если недостоверность сведений будет установлена, то страховая компания получает право предъявить к такому лицу регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, и на сумму недоплаты премии. Но лишь после фактического наступления страхового случая.
Уступка прав
Верховный суд запретил застрахованным по полису ОСАГО лицам передавать согласно соглашению уступки требования права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального ущерба, и право на получение штрафа. Этому вопросу посвящен отдельный раздел распоряжения. Тем самым судьи решили бороться с так называемыми автоюристами. Они выделили, что заключить контракт уступки требований автовладелец, пострадавший в ДТП, может лишь после того, как суд присудит компенсацию морального ущерба и штрафы. В остальных случаях всю сумму страхового возмещения должен получить пострадавший, и лишь позже самостоятельно рассчитаться со своим представителем.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий